Skip to main content

Эмоциональный настрой каждого сотрудника оказывает существенное влияние на мотивацию других членов команды и может спровоцировать негативное отношение к начальству, коллегам и общему делу.

Прежде чем понять, как правильно реагировать на негативную настроенность подчиненных, в первую очередь  важно определить причину возникновения негатива.  

В статье, опубликованной в журнале The Journal of Organizational Development исследователи определили три основных внутренних события, которые способствуют созданию негативной атмосферы на рабочем месте:

1) восприятие неуверенности в завтрашнем дне

2) восприятие неуважительного отношения со стороны начальства

3) восприятие некомфортных условий работы

Вы, как лидер, не можете контролировать восприятие сотрудником того или иного сообщение или события.

Но вы можете повлиять на реакцию подчиненного при помощи осознанности и научить их правильно реагировать на каждую ситуацию в будущем.

Чем более открытым, позитивным, увлеченным  и ответственным вы будете в отношении своих подчиненных, тем проще вам будет создать позитивную дружелюбную рабочую атмосферу внутри вашей компании

А теперь история Анны, которая не любит свою компанию.

Рабочий день Анны  начинается в 7 часов утра в темном тесном кабинете. Когда ее коллеги приходят на работу, она ни с кем не здоровается. Во время собраний она только и делает, что хмурится, сидит,  скрестив руки перед собой, и фокусируется на проблемах, а не на их решении.

Исследования показывают, что сотрудники чувствуют себя эмоционально-опустошенными, если их начальство или коллеги относятся к ним с недовольством или раздражением.

Она постоянно распространяет сплетни о сотрудниках и жалуется на то, что работники из других отделов портят проделанную ей работу. Она винит своего босса в чрезмерной рабочей загруженности  и жестких дедлайнах. Свои жалобы она обосновывает тем, что у других сотрудников гораздо  меньше проектов, чем у нее, и что их сроки сдачи не такие жесткие. Cвоим раздражением Анна подрывает мотивацию других членов команды. Люди устают от негатива, который постоянно от нее исходит.  Директор ее компании в курсе этой ситуации, но не знает, как правильно поступить.

Такие сотрудники, как Анна, отрицательно влияют на энергетические уровни других членов команды и их мотивацию. Исследование, опубликованное в 2012 году, показало, что работники чувствуют себя эмоционально -опустошенными, если их руководство или коллеги относятся к ним с недовольством или раздражением. И наоборот, ощущают прилив энергии, когда их коллеги дружелюбны и позитивно настроены.

Итак, каким образом можно настроить себя и свою команду на позитив и правильно работать с негативным отношением таких сотрудников, как Анна?

И как  создать такую корпоративную  культуру, которая будет способствовать  повышению уровня ответственности за личные взаимоотношения между сотрудниками  и их поведение?

5 простых способов, благодаря которым вы сможете «перенастроить» негативно настроенных сотрудников

Практикуйте прозрачную коммуникацию

Осуждение, жалобы и оправдания влекут за собой негативную настроенность. Как модели поведения, они усугубляют психологию жертвы и подчеркивают недостатки в  организации корпоративной культуры. Выражение обвинений, жалоб и оправданий в словесной форме – пустая трата времени, которая, как правило, влечет за собой неприятные последствия.

По данным недавнего исследования, опубликованного в журнале Human Resource Executive magazine, около трети сотрудников компаний в США тратят более 20 часов своего рабочего времени на жалобы друг другу на своих боссов ежемесячно.

Открытое и прозрачное общение, умение слушать и слышать, и про-активное управление взаимоотношениями в коллективе  поможет каждому члену команды направить эту энергию не на пустые разговоры и жалобы, а на повышение уровня корпоративной культуры и укрепление командного духа.

Поощряйте силу воли, а не культивируйте психологию жертвы.  Содействие невиновности – не самый грамотный вариант. Помогите своим сотрудникам расширить их возможности. Даже если это предполагает взятие на себя ответственности за ошибки или недочеты в проделанной ими работе, что особенно поощряется в эффективных и инновационных рабочей среде.

Если на рабочем месте вы будете находиться в позиции жертвы, никто не станет вам сочувствовать, так как все упорно трудятся над достижением поставленных целей и у них времени на то, чтобы жалеть вас. На самом деле, все будет как раз наоборот. Ваши коллеги  будут  расценивать такое поведение, как нежелание принять на себя ответственность, и, в конечном счете, перестанут уважать корпоративную культуру компании, и коллектив потихонечку начнет «разлагаться».

Верните командный дух в настоящий момент

Вместо того, чтобы концентрироваться на вчерашних неудачах и позволять этому опыту формировать сегодняшние мысли и эмоции, нужно активно мотивировать  людей отпустить предыдущие впечатления и убеждения. Например, вы можете просто напомнить своим подчиненным в начале встречи, что сегодня –  новый день. Новый день приносит с собой возможность посмотреть на поставленные задачи с другой стороны. Будьте открытыми к тому, что происходит в настоящий момент. Низкий уровень продаж за квартал вовсе не означает, что ваш нынешний босс уволит за это весь отдел, как это сделал ваш предыдущий работодатель. Однако, если вы зациклены на идее о том, что одни и те же болезненные переживания будут повторяться снова и снова, у вас сформируется негативная настроенность, которая способствует воплощению ваших устрашающих пророчеств. Из-за постоянного ожидания или предчувствия чего-то неприятного, вы будете чаще попадать в одни и те же ситуации. Во всем находите позитив,  формулируйте только позитивные идеи. Выбирайте Счастье . Или, как однажды сказал Авраам Линкольн: «Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми». Безусловно, генетическая предрасположенность, структура мозга, а также внешние факторы играют роль в присутствии счастья в нашей жизни, но не меньшее влияние оказывает позитивная настроенность. Увеличение положительных эмоций и поддержание позитивного образа мышления достигается благодаря способам психологического вмешательства, разработанным в рамках позитивной психологии –  позитивными психологическими интервенциям (ППИ). В результате мета-анализа 51-й разновидности примененных интервенций с общей выборкой 4 266 человек, исследование показало, что ППИ увеличивают уровень субъективного благополучия и снижают депрессивные симптомы пациента.

Выполняйте рабочие обязанности и помогайте членам вашей команды во всем искать позитив

Если у вас возникают негативные мысли, не боритесь с ними, позвольте им происходить, бережно верните их настоящему моменту и переформулируйте их при помощи положительной мысли.

Например:  язвительным тоном жалуется о том, что ее рабочий день начинается в 7 часов утра и ей приходится сидеть в этом «тесной конуре до восхода солнца». Вместо этого, Анна может изменить свое отношение к ситуации, сказав: «Так как я рано встаю, я могу заканчивать работу в 4 часа дня. А это значит, что я смогу наслаждаться солнцем и получать удовольствие от прогулки на открытом воздухе на целых 3 часа больше”.

Всегда просите членов вашей команды находить во всех ситуациях только позитивное и делиться им с другими, перенастраивая свое негативное мышление на позитивный лад.

Научите своих коллег выражать благодарность

Помогите себе и своим коллегам научиться фокусировать внимание на том, что работает в жизни и научиться ценить это. Формирование культуры благодарности и признательности у каждого члена команды поможет рассеять все сомнения и избавиться от негатива в рабочей среде. Это окажет положительное влияние на взгляды сотрудников как на работу, так и на жизнь.

Простой способ: попросите членов вашей команды вспомнить события вчерашнего дня, недели или месяца и подумать о трех людях, которые помогли им в течение этого времени. Возможно, они сделали для них что-то такое, чего они не могли бы сделать для себя. Может быть, они сказали им что-то полезное или доброе. Или они были просто хорошими слушателями. Позвольте членам вашей  команды посидеть в течение нескольких минут и сконцентрироваться на тех чувствах, которые возникают тогда, когда кто-то фокусируется на добром отношении и помощи со стороны другого человека. Помогите им осознать взаимозависимость между текущим уровнем благополучия и успеха в команде и добротой и помощью  тех, кто работает с вами бок о бок. Это поможет сотрудникам открыть глаза и посмотреть на своих коллег иначе.

Используя эти простые способы для повышения корпоративной культуры  и ведя за собой команду своим примером, грамотным коучингом и определением четких ожиданий, вы почувствуете то, как меняется энергетика в вашем офисе. Сотрудники начнут «созревать» в профессиональном плане, производительность труда повышается, люди становятся счастливее, снижается уровень стресса, и все чаще вы видите улыбки на лицах своих сотрудников. Чем более открытым, позитивным, увлеченным  и ответственным вы будете в отношении своих подчиненных, тем проще вам будет создать дружелюбную рабочую атмосферу внутри вашей компании.

Источник: bolsun.ru

Александр Подгорный

Психолог – гипнотерапевт. Магистр психологических наук, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП) г. Санкт-Петербург. Член национального общества гипноза Российской Федерации в составе Европейского общества.