Skip to main content

Система тревожного оповещения нацелена на отмечание того, что рациональный ум однажды посчитал опасным. Каждый раз когда человек обращает внимание внутрь себя для того, чтобы проверить самочувствие, система тревожного оповещения ведет его к тому элементу опыта, который ранее не нашел решения. Это происходит потому, что мозг нацелен всё же отыскать это решение чтобы обеспечить безопасность связанную с выживанием, и как можно скорее освободить человека от лишних психических затрат связанных с наличием объекта вероятность вредоносности которого неизвестна. Но поскольку объект опасности не находится в статусе способствующем адекватному решению, в силу неизвестности феномена или имеет вовсе негативный статус, лежащие в основе системы тревожного оповещения задачи не могут найти реализации, тогда система оповещения бьет тревогу с целью мобилизации ресурсов для выхода из ситуации неразрешенности. Так, например, человек, страдающий от обсессивно-компульсивного расстройства, подталкиваемый страхом неизвестности, может, подобно наркозависимому, лихорадочно прочесывать интернет-пространство, жаждая обрести ответы дабы неосознанно успокоить свою систему тревожного оповещения.
С привлечением внимания к более важным повседневным действиям нерешенный элемент может быть временно забыт, но если возникнет что-то, что его напомнит или намекнет на него, активируется память и связанная с ней информация. Параллельно «включится» и система тревожного оповещения, которая вновь будет бить тревогу для мобилизации ресурса с целью немедленного решения. В такой ситуации человек, будучи не в силах справиться с постигшей его проблемой, приходит к удручающим выводам о себе самом, со временем формируя комплекс бессилия. Дальше – хуже. Этот комплекс будет лишь разрастаться, распространяясь и на другие формы и контексты, если они будут иметь схожую природу со старым нерешенным элементом или хоть как-то напоминать о нем.
Представьте себе женщину, которой довелось однажды испытать панику, будучи в магазине. Отныне она будет прокручивать в памяти этот эпизод с целью его объяснения (мобилизация, поиск ресурса). Но так как решения не будет найдено, данные будут переданы в систему оповещения, что в свою очередь, в дальнейшем приведет к избеганию магазинов и связанных с ними обстоятельств: например, банков, очередей, скопления людей в общественных местах.
Что может произойти потом? Не всегда, но, увы, довольно часто эта обретенная вера в то, что что-то может быть могущественным и всесильным, переносится еще и на что-то другое. В таком случае, рассуждения примерно следующие: «Если я боюсь быть в магазине, даже зная о том, что там абсолютно безопасно, это значит, что на меня может подействовать всё, что угодно имеющее похожие признаки и тем самым лишить меня контроля». Вот тут и формируется сложнейший процесс который может надолго запутать человека, и увести его в сторону полного непонимания происходящих с ним состояний, отрывая его от первоначального контекста, в котором он все понимал и все контролировал. В этом случае человек уже не знает чего ожидать, здесь же начинает формироваться извращённая вера, которая опирается на гиперактивную систему оповещения, в результате чего возникает процесс взаимоусиления этих двух параллелей, могут формироваться фобии и табу из всего того, что хоть как-то может напомнить или имеет выраженную значимость и качества неизвестности. Например, мать, обнимая своего ребенка, может вдруг подумать: «А вдруг я его убью?!» Если эта мысль ввергла её в ужас, то вера тут же активируется и неосознанно формирует параллели по ассоциации: «Если ты боялась магазина и бежала оттуда, зная, что он не опасен, значит есть вера в то что там есть что-то чего нужно бояться! И, соответственно, точно также зная о том, что ты любишь ребенка и ни за что бы ему не навредила, на самом деле способна сделать это – также как тогда, когда бежала из магазина и не смогла остановить себя». Далее снова активируется система тревожного оповещения и моментально ассоциируется со всем тем, что будет содержать в себе хоть какой-то намек на потенциальную возможность убить ребенка. Так, прежде любящая мать будет теперь бояться оставаться наедине со своим ребенком или будет слезно просить убрать все ножи и любые другие предметы, которые могут послужить орудием убийства. Извращённая вера также расширит сферы своего влияния и, как следствие, появятся новые внутренние поводы избегания.
Удивительно, но человек может проделывать это со всем подряд, внушая себе уверенность в неспособности контролировать себя, полностью лишаясь объективного понимания того, что контролировать себя можно и нужно.

MRTE Решение:
● Опираясь на методы тренировки избирательного сосредоточения (осознанности), не допускать самововлечения в реагирование по поводу новых триггеров, отвечающих за стимуляцию системы оповещения и основанную на ней патологическую веру;
● Использовать возрастную регрессию и наработанное неконцептуальное осознание чтобы реконсолидировать все узловые точки взаимоусиливающих, активных аффектов прошлого;
● Вернуть нормальную веру в способность к самоконтролю, разложив на составляющие патологическую веру с использованием техники когнитивной реструктуризации;
● Использовав возрастную регрессию устранить первопричину, регрессируя до опорной точки – в те моменты прошлого когда образовались первые импринты и основанные на них ощущения своей уязвимости, также найти те элементы опыта что могли послужить предпосылкой к образованию патологической веры и нейтрализовать их.

Александр Подгорный

Психолог – гипнотерапевт. Магистр психологических наук, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП) г. Санкт-Петербург. Член национального общества гипноза Российской Федерации в составе Европейского общества.