Метод MRTE (Mindful Restructuring of Traumatic Experience)

Метод MRTE (Mindful Restructuring of Traumatic Experience)

Метод MRTE (Осознанное Реструктурирование Травматического Опыта) англ. MRTE (Mindful Restructuring of Traumatic Experience), был создан нами на основе успешного клинического опыта использования программы психотерапии MBSR (Mindfulness Based Stress Reduction) и ее усовершенствования с учетом методики реконсолидации памяти.

История создания MBSR

Программа была создана Джоном Кабат-Зинном — биологом, профессором медицины Массачусетского университета (США) в 1979 году. Кабат-Зинн, на тот момент- молодой ученый в области молекулярной биологии и активный практик буддийских методов созерцания, искал способ, как включить медитацию без ее религиозной составляющей в медицинскую практику. Его целью было создание «программы лечения, которая поддавалась бы научному контролю и была приемлема для всех с философской точки зрения». В результате проб и ошибок родилась программа MBSR и практикующая ее «Клиника Снижения Стресса» при Медицинской Школе Массачусетского университета. Первыми участниками программы были пациенты с различными хроническими заболеваниями, однако впоследствии круг применения расширился, и к программе стали прибегать люди, попавшие в тяжелые жизненные ситуации, лица, работающие в стрессовых условиях (военные, полиция), заключенные и даже сами медицинские работники.

В настоящее время программа MBSR официально признана эффективным вспомогательным средством при лечении огромного количества расстройств. Более 250 больниц и клиник во всем мире предлагают программы MBSR и их число растет с каждым годом. Основанные на медитации методы все шире применяются в большинстве стран Европы. Сегодня метод преподают на медицинских факультетах Стэнфорда и Гарварда.

Программа MBSR дает неоспоримый эффект в развитии и укреплении навыков полноты внимания и созерцания. И современные исследования подтвердили этот факт, проследив изменения в мозговых структурах человека, связанных с развитием данных навыков до и после прохождения программы (8 недель).
И так как польза изменений связана с тренировкой навыков неконцептуального осознания в более широком смысле, я объединил их с правилами реконсолидации памяти, используя уже натренированное неконцептуальное осознание пациента как основу для получения психотерапевтического эффекта при реконсолидации, и применил в своей клинической практике. Успешные результаты терапии при этом совмещении сподвигли нас на создание метода ОРТЛ. Известно, что в результате исследований эффекта реконсолидации памяти (эксперимент доктора Даниэлы Шиллер (Daniela Schiller, психолога нью-йоркского медицинского центра Mt. Sinai Medical School), было выяснено, каким образом можно использовать механизм реконсолидации для разрыва свмызи между стимулом и болезненной реакцией. Для этого в эксперименте просто напоминали испытуемым о существовании этой связи с помощью предъявления стимула, одновременно с его болезненным действием. Затем экспериментаторы сразу же начинали применять экспозиционную терапию (многократное предъявление стимула с отсутствием его болезненного эффекта, до полного угасания болезненной реакции). Оказалось, что подобный вариант намного более эффективно сокращает стрессовый ответ на стимул, чем это происходит в случае использования терапии угасания без предварительного напоминания испытуемому об угрозе (реконсолидация). Наблюдая за активностью головного мозга с помощью магнитно-резонансного томографа, специалисты имели возможность следить за тем, как это работает внутри рефлекторной дуги, и оказалось, что реконсолидация является мощным средством изменения патогенного рефлекса на физиологическом уровне.
Данный лечебный эффект при подходе к памяти и травме был также хорошо обоснован создателями НЛП, когда в психотерапии была доказана польза рефрейминга. Милтон Эриксон в своей работе "Человек из февраля" наглядно продемонстрировал пользу реконсолидации памяти в гипнотерапии пациентки, где описывалось устойчивое избавление ее от фобий в дальнейшей жизни, после сеансов. При создании метода MRTE нами были проведены собственные клинические исследования о результативности объединения mindfulness и эффекта реконсолидации памяти.

Так как mindfulness дает в основном ощущение невозмутимости пациента по отношению к возникновению привычных запросов на реакции (эмоции, чувства, мысли), необходимость введения в терапию реконсолидации обосновывалась тем, что помимо невозмутимости и стабилизации пациенту становится гораздо легче, когда он в процессе терапии направляет эти навыки на содержание вскрытого аффекта под руководством терапевта, заново перепроживая его, и таким образом происходит реконсолидация и изменение отношения к элементам этого содержания.
В поиске причин, которые породили патологию, мы используем техники быстрого вскрытия содержания глубинных структур психики (метамодель Р. Бендлера, Дж. Гриндера). При использовании такого подхода работа принимает естественный динамический характер — пациент, участвуя в ответах на вопросы метамодели, сам эффективно и быстро определяет свои устаревшие, но еще активные аффекты.

Мы продолжим описание данного примера во второй части нашей статьи с целью подробного прояснения применения неконцептуального осознания и реконсолидации памяти в дальнейшем продвижении терапии.

Метод MRTE в своей универсальности подходит для психолога или гипнотерапевта, как прикладная, так и основная.

Каждый пациент в течении определенного времени (около 8-ми недель) под руководством терапевта изучает и тренирует созерцательные навыки, погружаясь в неконцептуальный транс.
Когда пациент достаточно натренирует навыки созерцания, он уже может начинать

выполнять ряд терапевтических заданий в повседневной жизни.

Мы подбираем обстоятельства, симптомы или чувства, которые ранее были спровоцированы его бессознательным неведением и причиняли страдания. На базе уже вскрытых метамоделью аффектов весь этот материал прорабатывается пациентом осознанно на сеансах, и аналогичным образом, по мере возникновения, снова перепроживается им уже самостоятельно.

Проработка терапии вне сеансов происходит в непосредственных жизненных условиях, превращая жизнь пациента в интереснейший психотренинг. Что касается эффективности — правильно перепрожитый материал более не воспринимается как травматический и не активирует симптомы, болезненные чувства и ситуации, что часто воспринимается пациентом как чудесное исцеление (этот эффект подробно будет описан во второй части этой презентации).
В MRTE обход сопротивления осуществляется тренировкой неконцептуального осознания — по ту сторону суждений и умозаключений “плохо/хорошо”.
Пациент в трансе учится диссоциированно и безоценочно созерцать подробности содержания своего аффекта.
В MRTE упор делается на развитии навыков осознания и их стабилизации как инструмента к обесцениванию (обнулению) фрагментов ранее вытесненного содержания.
Из экспериментов эффекта реконсолидации памяти мы также знаем, что лечебный эффект абреакции умножается при наличии у испытуемых готовности к повторным предъявлениям болезненного стимула, а наличие развитого статичного созерцания дает возможность прибывать в этом опыте формируя невозмутимость, что позволяет создавать новый опыт в старом и сохранить его в памяти, в измененной форме. Наличие же метамодели как инструмента поиска обеспечивает нахождение причин в короткое время, поэтому MRTE можно назвать быстродействующим и эффективным подходом в психотерапии.

Гипнотерапия и MRTE

Поскольку основным преимуществом MRTE является осознанность, этот подход мы обосновали как метод гипнотерапии в виде аутогенной тренировки, так как психосоматическая регуляция организма осуществляется пациентами только через трансовое состояние- на сеансах и в домашних условиях — самостоятельно.

Развитая неконцептуальная осознанность, созданная на основе созерцательных буддистcких традиций и mindfulness как необходимый элемент MRTE, позволяет пациенту ощутить центрированность и стабильность в своей невозмутимости в отношении любых провоцирующих факторов, как на внешнем (социум, среда), так и на внутреннем (эмоции, ощущения) уровнях.

Поэтому терапия качественно оправдала себя в личностном росте и лечении: тревожных расстройств (фобии, панические атаки и состояния), вегетососудистой дистонии ВСД, хронического напряжения и стрессов (бессонница, раздраженность, депрессия),а также при болях.

Метод MRTE, практическое руководство, 8-ми недельный курс.
Методика MRTE состоит из 2-х частей.

1. Тренинг Осознанности.

2. Техники вскрытия содержания аффектов и практики переработки и утилизации патогенного материала.
Каждый сеанс MRTE-терапии длится 1 час 20 мин. Кол-во сеансов — 2-3 раза в неделю (зависит от способностей пациента).

1.Тренинг осознанности.

1.1. Лекция по работе психических и нейрофизиологических процессов регуляции организма.

Объяснение должно быть понятным пациенту, основной акцент необходимо ставить на выделении сути влияния принудительного мышления на провокацию его собственных эмоциональных реакций и обусловленное этим влиянием изменение его самочувствия.

1.2 Объяснение практики "mindfulness" и начало тренировки стабилизации сосредоточения.

Сосредоточение тренируется фиксацией внимания на объектах, предусмотренных терапией. В данной тренировке оправдала себя техника визуальной и кинестетической опоры на объект. Пациент тренирует навык осознания мгновений отвлечения (отвлекающие звуки, мысли, ощущения и представления) и возвращения его сосредоточения к объекту. Сенсорные каналы обоняния и вкусовых рецепторов задействуются по мере необходимости.

А) Тренировка внимания со стеклянным шаром.
Пациент сидит в удобном кресле, шар установлен чуть выше уровня глаз впереди на штативе или подставке в полутора метрах от него. Пациент фиксирует взгляд на шаре, каждый раз мысленно возвращаясь к нему, когда осознает любой факт отвлечения (мысли, звуки, ощущения). Шар сам по себе не должен быть объектом анализа пациента, а должен быть всего лишь фоном, выполняя функцию неброского объекта сосредоточения внимания. В данном предварительном подходе пациент легче всего осваивает осознание своих отвлечений и формирует навык ухода от них.

Б) Тренировка с двумя маленькими шариками или четками.
Эта тренировка является продолжением предыдущей и задействует кинестетическую систему как опору практики, что позволяет погрузиться в более объемный внутренний мир ощущений. Шарики располагаются в левой руке (задействование правого полушария), пациент их медленно, равномерно вращает, опираясь на ощущения, и одновременно формирует готовность к отслеживанию мгновения отвлечения. При каждом таком мгновении пациент тренирует навык осознания факта отвлечения и возвращения внимания к контакту с вращающимися в руке шариками.

В) Практика дыхательного транса.
Эта практика также является продолжением предыдущей и выполняется вместе со всеми в рамках одного сеанса. Опорой в данной практике также является кинестетическая система. Пациент свободно пребывает в процессе ощущения естественного дыхания: вдох, пауза, выдох, пауза. Фиксация внимания на дыхании сопровождается также тренировкой навыка осознания мгновения отвлечения с последующим возвращением в пребывание на дыхании. Эта практика позволяет пациенту тренироваться более автономно, не задействуя объекты внешнего мира для опоры, что помогает быть полностью независимым в ее выполнении. Общий цикл выполнения трех практик в одном сеансе составляет 45 мин. (10 мин. работа с шаром, 15 мин. работа с шариками, и 20 мин. работа с дыханием, остальное время занимает теоретическое повторение основных идей тренинга в их реализации). Каждая практика плавно вытекает из предыдущей и повторяется каждый сеанс в одном цикле. Данный цикл практик ориентирован на стабилизацию ума пациента. Длится он от 5- 8 сеансов в зависимости от успеваемости пациента. Психотерапевту необходимо убедиться в наличии стабильности навыков у практикующего, чтобы перейти на следующий уровень терапии. В течение терапии на 3-5-ом сеансе (индивидуально) дается первая домашняя работа. Суть домашней работы всегда заключается в отслеживании реакций на внешние и внутренние провокации и стабилизации в них при помощи практики сосредоточения на дыхании и ухода от отвлечений. Задания осуществляются по возможности пациента сосредотачиваться во время пика переживания или эмоционального накала, а также в чтении соответствующей литературы. Также пациентом самостоятельно проводятся каждодневные медитации стабилизации на дыхании утром и вечером по 30- 45 мин. Например, при арахнофобии методика позволяет максимально приблизиться к насекомому, прибывая в практике на дыхании, при условии соблюдения правил ухода от захватывающего тревожного мышления и т.д.

1.3. Введение в неконцептуальное осознание. В данном процессе терапии в результате пройденных тренировок у пациента уже есть выработанный навык переходящего внимания и сосредоточения. Поэтому он подготовлен к тренировке неконцептуального осознания, так как уже может стабильно пребывать на объекте, наблюдая свои отвлечения.

А) Начитка лекций о неконцептуальности. Объяснение значения оценочных суждений (плохо/хорошо) и их влияния на процессы восприятия и воспоминания.
Здесь можно использовать любые метафоры или истории, поясняющие смысл, таким образом, наделенные оценками процессы, объекты и явления искажаются субъективной шкалой значений пациента в акте восприятия и воспоминания.

Предварительное упражнение при введении в неконцептуальность:

Вы можете обратить внимание на любой безразличный для Вас предмет. Этот предмет не должен вызывать у Вас каких-либо ярких ассоциаций, ваше отношение должно быть полностью нейтральным, как если был Вы даже не заметили если бы он например исчез. В основном в этих целях мы всегда предлагаем обычный невзрачный камешек какого-нибудь тусклого цвета. Расположите его перед собой и изучите детально свое безразличие всматриваясь в камешек. Посмотрите, он ведь ничего хорошего и плохого Вам не приносит, он не оплатит Вам путевку на отдых, не вылечит Ваш зуб, он не поможет Вам донести тяжелые сумки из магазина, Вы никогда его не запомните если будете проезжать мимо на транспорте, и никогда не станете его брать с собой как сувенир. Внимательно сосредоточьтесь на нем, ощущая в себе свое безразличие. Просто почувствуйте и хорошо изучите это безразличие, затем запомните его вновь пробегая внутренним взором по телу, внимательно прибывая в нем. Повторите этот опыт три раза уже с закрытыми глазами, каждый раз направляя вначале свой взор на камень. Теперь когда вы убедились что ощутили это чувство полного безразличия, посмотрите из этого чувства на какую-нибудь мелкую для Вас неприятность. Например пятно на любимых брюках, или мелкую царапину на машине. Каждый найдет что-то свое. Продолжайте проделывать этот опыт просматривая из этого чувства содержание этой неприятности, пребывайте в безразличии которому Вы научились столько времени сколько Вам необходимо для этого, и затем перенесите этот опыт на свою жизнь, ощутите как было бы хорошо если бы Ваши отношения к болезненным явлениям были бы точно такими же.

Это упражнение наглядно продемонстрирует Вашему пациенту как он может себя чувствовать обладая натренированным неконцептуальным осознанием. Я его всегда использую предварительно перед объяснением неконцептуального осознавания, что создает правильное впечатление о направлении и дальнейших перспективах терапии у пациента.

В) Практика неконцептуального созерцания.
Данная практика осуществляется через дыхательный транс. Вначале пациент фиксируется на акте дыхания (стабилизация внимания), затем терапевт предлагает значимые слова из жизни пациента как стимульный материал. Важно чтобы эти слова вызывали как приятные, так и неприятные ощущения для сравнения пациентом влияния своих реакций на них в виде изменения его самочувствия, что привносит в терапию полезный практический эффект. При предъявлении каждого стимула (5-7 минут на каждый), пациент осознает свое отношение, заложенное в него (плохо/хорошо). Затем пребывает в эмоции, выраженной в его телесном ощущении (например, сдавленность и жжение в груди и т.д.) Пребывание в ощущении эмоции осуществляется без отвлечения на что-либо при повторном предъявлении стимула и сопровождении дыхания до тех пор, пока интенсивность эмоции не угаснет до нуля. После, предъявляется новый стимул с повторным пребыванием, и так около 4-5-ти предъявлений подряд. Потом вновь пребывание на дыхании уже без стимулов и стабилизация на нем (5-7 мин.). Далее вновь вся процедура повторяется и так 45-50 мин.

В) Метамодель. Совмещение стабилизации и неконцептуального осознания. Эффект реконсолидации памяти.
Данная часть терапии выполняется строго при наличии навыка неконцептуального осознания. Для техник вскрытия подходит любой метод, который позволяет терапевту быстро и эффективно добраться в глубинные структуры и выявить травматический опыт. В нашей работе мы в основном руководствовались гипноанализом и метамоделью Ричарда Бендлера и Джона Гриндера. Некоторые из наших учеников использовали ИПР аппарат (измерение кожногальванических реакций на слова). С этого момента трансы носят всегда стабилизирующий и неконцептуальный характер попеременно, и психотерапевт делит сеанс на две части. Первая — работа в поисках травматического материала 30-40 мин. Вторая — ввод пациента в неконцептуальный транс и предъявление стимулов, взятых из содержания травмы, рассказанной пациентом (ключевые слова).

Во время поиска травматического содержания в прошлом пациента, в течение первой половины сеанса, мы собираем и накапливаем стимульный материал, также формируем готовность пациента к осознанной проработке, чтобы далее во время погружения пациента в неконцептуальный транс, можно было предъявить все эти стимулы без изменения. Стимулы выбираются по признакам интенсивности эмоциональных реакций пациента при его рассказе. Созерцая свои реакции на предложенные терапевтом стимулы неконцептуально, пациент входит в опыт и нейтрализует сформированные в прошлом отношения к ним, пребывая при сопровождении дыхания в выраженной в теле эмоции неконцептуально, что позволяет создавать новый опыт, модифицируя старый, характеризующийся невозмутимостью (реконсолидация памяти). Так как качественная проработка в неконцептуальном осознании и стабилизация на дыхании полностью нейтрализует наличие клише всех значимых отношений, телесных ощущений и суждений относительно содержания аффекта в прошлом, это привносит психотерапевтический эффект реконсолидации и сохраняется, заменяя

предыдущий опыт. Любой проработанный таким образом болезненный повод теряет свой травматический эффект и заменяется новым. Он также перестает проецироваться как значимый, и вместе с ним угасает целая цепь болезненных отношений и ожиданий.

До освоения практик нейтрализации отношений к содержанию аффекта пациент все еще выполняет домашнюю работу, используя техники стабилизации. Когда уровень неконцептуальной практики доходит до уровня мастерства, мы включаем ее в выполнение домашней работы. Теперь пациент имеет ряд заданий, а также обширный инструментарий для качественной проработки внутренних поводов и реакций на любые провокации. Утренние медитации, как и прежде, продолжаются в виде работы над укреплением в стабилизации на дыхании, вечерние же — видоизменяются, время выполнения остается прежним —30-45 мин. Только техники тренировки неконцептуального осознания теперь сменяет медитацию стабилизации, используя для проработки стимульный материал каждого прожитого дня, подводя резюме.

Теперь терапия укрепляется двойным эффектом: в утренней практике продолжается укрепление навыка ухода от отвлечений и стабилизации на дыхании. В вечерней — укрепляется навык нейтрализации к внутренним поводам болезненных реакций и замены отношений к ним у пациента с отрицательных на нейтральные (эффект реконсолидации), тем самым формируется общая невозмутимость психики пациента.

Проясняющая история к упражнению.

Будда сидел под деревом и говорил с учениками. К нему подошел человек и плюнул ему в лицо. Он вытер плевок и спросил этого человека:

— Еще что-нибудь? Ты еще что-нибудь хочешь сказать?

Этот человек был немного озадачен, потому что он сам никогда не ожидал, что если на кого-то плюнуть, он сможет спросить: "Еще что-нибудь?" У него не было в прошлом такого опыта. Он оскорблял людей, и они приходили в гнев и реагировали. Или, если они были трусами и слабаками, они улыбались, пытаясь подкупить этого человека. Но Будда был ни тем, ни другим, он ни в каком смысле не оскорбился и не струсил. Но просто, по-деловому, он сказал: "Еще что-нибудь?" С его стороны не было никакой реакции.

Ученики Будды разгневались, стали реагировать. Его ближайший ученик, Ананда, сказал:

— Это уже слишком, мы не можем этого потерпеть. Держи свое учение при себе, а мы покажем этому человеку, что так поступать нельзя. Он должен быть за это наказан. Иначе все начнут вести себя так же.

Будда сказал:

— Молчи. Он не обидел меня, но теперь меня обижаешь ты. Он новичок, он незнакомец. И, может быть, он что-то от кого-то обо мне услышал и сформировал какое-то представление, понятие обо мне. Он плюнул не на меня, он плюнул на свое понятие, свое представление обо мне — потому что он совершенно меня не знает, как он может плюнуть на меня? Наверное, он что-то слышал обо мне от людей: "этот человек атеист, опасный человек, который сбивает людей с толку, революционер, развратитель". Наверное, он что-то обо мне услышал и сформировал понятие, представление. Он плюнул на свою собственную идею.

— Если ты глубоко это обдумаешь, — сказал Будда, — он плюнул на свой собственный ум. Я не часть этого, и я вижу, что этот бедняга, наверное, хочет еще что-то сказать, потому что это способ что-то сказать, плевок это способ что-то сказать. Есть мгновения, когда ты чувствуешь, что язык бессилен — в глубокой любви, в интенсивном гневе, в ненависти, в молитве. Есть интенсивные мгновения, когда язык бессилен — тогда ты должен что-то сделать. Когда ты в глубокой любви, и ты целуешь или обнимаешь человека, что ты делаешь? Ты что-то говоришь. Когда ты в гневе, в интенсивном гневе, и ударяешь человека, плюешь на него, ты этим что-то говоришь. Я могу его понять. Наверное, он хочет сказать что-то еще; именно поэтому я спрашиваю: "Еще что-нибудь?"

Этот человек был еще более сбит с толку! И Будда сказал своим ученикам:

— Вы оскорбили меня больше, потому что вы знаете меня, прожили со мной столько лет, и все же реагируете.

Озадаченный, в замешательстве, этот человек вернулся домой. Он не мог спать всю ночь. Это трудно; если ты видишь Будду, трудно спать так же, что и раньше… невозможно. Снова и снова его преследовал этот опыт. Он не мог себе объяснить, что произошло. Он весь дрожал, он покрывался испариной. Он никогда не встречал такого человека; он разбил весь его ум и весь его образец, все его прошлое!

На следующее утро он вернулся. Он бросился к ногам Будды. Будда снова спросил его:

— Еще что-нибудь? Это тоже способ сказать что-то, что нельзя выразить языком. Когда ты приходишь и касаешься моих ног, ты говоришь что-то, что нельзя выразить обычными словами, для чего слова слишком узки, чтобы это могло в них содержаться.

Будда сказал:

— Смотри, Ананда, этот человек снова здесь, он что-то говорит. Это человек глубоких чувств.

Этот человек посмотрел на Будду и сказал:

— Прости меня за то, что я сделал вчера.

Будда сказал:

— Простить? Но я не тот человек, с которым ты это сделал. Ганг продолжает течь, он никогда больше не прежний Ганг. Каждый человек это река. Человека, на которого ты плюнул, больше нет — я выгляжу как он, но я не тот же, столько случилось за двадцать четыре часа! Столько воды утекло в реке. И я не могу тебя простить, потому что у меня нет против тебя обиды.

И ты тоже новый. Я вижу, что ты не тот же человек, который пришел вчера, потому что тот человек был гневным — он был гневом! Он плюнул, а ты склоняешься к моим ногам, касаешься моих ног — как ты можешь быть тем же самым человеком? Ты не тот же человек, поэтому давай забудем об этом. Те два человека — человек, который плюнул, и человек, на которого плюнули — ни одного из них больше нет. Давай поговорим о чем-то другом.

Это отклик.

Пояснения к истории.

Реакция возникает из прошлого по старой схеме, триггер — из настоящего. Человек реагирует из прошлых образцов. Кто-то его оскорбляет, и внезапно начинает действовать старый механизм. В прошлом у многих были ситуации в которых люди оскорбляли, и человек чувствовал, и вел себя определенным образом, невольно заучивая реакции; теперь он снова реагирует на основании прошлого опыта. Человек как правило не откликается на это оскорбление и на этого человека, как на нечто новое, он просто повторяет старую привычку реагирования автоматически с небольшими модификациями. Человек не посмотрит на этого человека и его оскорбление, — ведь данная ситуация совершенно новая, — он просто действовует автоматически и неосознанно. У него внутри есть определенный механизм, который провоцируется триггером, выглядит это так: "Этот человек меня оскорбил" и происходит реакция. Эта реакция не происходит на реальную ситуацию, это спроецированный автоматизм.

Дневная практика

Данная практика осуществляется сразу после стрессового воздействия на пациента, будь то внешняя среда (люди обстоятельства), или внутренние причины, телесные симптомы, психологические проблемы и т. д. Сразу после стресса пациенту следует уединиться и использовать вопросы упражнения для пересмотра и коррекции своего реагирования.

Упражнение:

Ключи к проработке в моменты актуальных аффективных состояний, механика выявления ложных самопрезентаций.

1. Регистрация состояния (я замечаю что моё состояние ухудшилось), что именно произошло?

2. Выявление триггеров из внешней среды или внутреннего самоощущения: Я замечаю после чего моё состояние ухудшилось, конкретно, когда появился и сработал триггер, как я чувствовал себя перед его появлением, что произошло после, что изменилось во мне? (например- настроение).

3. Какие мысли посетили меня в связи с триггером и какие эмоции сопровождали эти мысли?

4. Какие у меня возникли чувства и где они находятся в теле?

5. Какая реакция на тригер моей кровеносной системы (сердце, сосуды)?

6. Каким я себя ощущаю или вижу испытывая эти чувства и мысли (комплексная самопрезентация)?

7. Что произойдёт со мной если я отреагирую на триггер неосознанно как раньше?

8. Какими станут мои реакции на этот и подобные ему тригерры если я буду многократно их неосознанно проигрывать в дальнейшем?

9. Как это ухудшит моё будущее состояние, какая у меня будет самопрезентация, укрепится ли она, будет ли она доминировать?

10. Как я пытаюсь скрыть от себя эту самопрезентацию, какие попытки бегства или борьбы я предпринимаю, какими словами или действиями я убеждаю себя что все нормально в попытках восстановить контроль?

11. Откуда я знаю что эти чувства в самопрезентации объективны для меня, а не навязаны мне этим триггером, когда я имел подобный опыт который научил меня их испытывать именно таким образом в прошлом, как бы отреагировал человек вообще не имеющий опыта связанного с данными триггерами?

12. Когда еще были подобные реакции у меня в прошлом и чем они похожи на эти?

С этого момента практикующий выполняет упражнение с закрытыми глазами и с максимальной концентрацией на ощущениях и мысле — образах связанных с внутренними реакциями на актуальный триггер настоящего.

1. Опираясь на сегодняшние телесные ощущения и реакции пациенту необходимо соскользнуть вниз по возрасту в поисках телесных ощущений в прошлом, подобных или созвучных с настоящими, и внимательно и подробно вспомнить и пересмотреть те старые события связанные с травмой, которая обязательно должна обладать подобными настоящему аффекту чувствами и мысле — образами (выявление типичного реагирования). Вспомнить нужно все то что провоцировало именно эти реакции, пересматривать нужно до максимально ярких воспоминаний и ощущений (кто был рядом, какие слова или действия травмировали тогда?).

Обязательно необходимо сохранить в памяти этот найденный опыт в виде ощущений и мысле — образов.

2. Далее опираясь опять именно на эти и аналогичные им чувства и телесные реакции, пациенту следует последовать ещё более глубоко в прошлое с целью поиска подобных этим телесных ощущений и ментального реагирования, вновь занимаясь объёмным пересмотром всего того что было тогда, изучая свои телесные и ментальные реакции (что происходило тогда, кто был рядом, какие слова или действия травмировали тогда?).

3. Далее пациенту следует продолжать делать соскальзывание в прошлое и пересмотр, до тех пор пока он не убедится что пересмотрел все возможные, подобные аффективные состояния. Вновь пациенту необходимо запомнить все составляющие травмы, чтобы далее к ним вернуться, проделывая неконцептуальную проработку (пункт 5).

4. Когда пациент уже завершил пересмотр всех старых событий, ему необходимо обобщить все ощущения по подобным признакам и с целью прояснения своей собственной основанной на травмах ложной самопрезентации, отвечая на вопрос — "Испытывая все эти и подобные им чувства чему я научился, каким я стал и каким может считать себя человек который видит мир сквозь призму этих и подобных этим чувств?"

5. Неконцептуальное обесценивание:

Поэтапно от самого раннего травматического опыта пациенту необходимо идти вверх по возрасту, от последней по порядку к первой (сегодняшней) аффективной сцене. Продвигаясь вверх через каждый актуальный пункт травмы, внимательно опираясь на телесные ощущения, пациент выполняет практику стабилизации сосредоточения в неконцептуальном осознавании.

Практика неконцептуального осознания:

а. Опираясь на телесные ощущения осознанно (Mindfulness), пациент ищет слова триггеры старой аффективной сцены взятой из предварительного пересмотра. Например — отец ударил потзатыльник и сказал:

"— Какой ты глупый! Разве может умный человек специально поцарапать стол?! "

б. Далее пациент проговаривает эти слова про себя, также усиливая ощущения добавлением произношения слов самопрезентации (например с отцом и подзатыльником:"слабак"), находясь при этом в осознанном отслеживании телесных ощущений и реакций, когда пациент вновь нашёл эти ощущения он плотно входит в них направляя расслабляющее медленное дыхание сквозь эти ощущения, дыхание до шести циклов в минуту (вдох /выдох — один цикл) и только после этого пациент направляет свое внимание созерцая все эти ощущения и проходящее сквозь них дыхание не впадая в соблазн умозаключений — плохо /хорошо, важно /не важно, обидно /не обидно и т. д., не позволяя себе реагировать и отвлекаться на любые рациональные суждения, внимательно прибывая на ощущениях происходящих от собственного дыхания, до полного угасания каких либо реакций. Затем пациент повторяет вновь слова триггеры и слова самопрезентации проделывая вновь дыхательное погружение в ощущения неконцептуально, и так далее до тех пор пока слова триггеры при повторном предъявлении не перестанут вообще вызывать какие-либо реакции (реконсолидация памяти).

в. Далее пациент переходит на следующую более позднюю травматическую сцену и вновь полностью повторяет дыхательное сосредоточение (пункт "б").

г. Поднимаясь вверх по возрасту и проработав данной практикой все сцены по порядку вплоть до самой первоночальной из настоящего времени, пациент вновь примеряет к себе слово из названной самопрезентации, и ощущает на себе есть ли соответствие себя с ней.

д. Экологическая проверка в полевых условиях жизни. Пациент в своей обычной жизни проверяет себя в подобных ситуациях изучая свое реагирование на подобные триггеры.

Пояснение:

Если данная практика выполненна качественно с учетом всех правил и техник, пациент ощущает прилив энергии и радость в повседневной жизни, так как высвобожденная энергия затрачивающаяся ранее на хроническое удержание травмы вне осознания освобождается и входит в распоряжение личности, также пациент получает удовлетворение от отсутствия внутреннего напряжения при адаптации к вновь поступающим стрессовым стимулам. Появляется гибкость и адаптивность психики. При тревожных расстройсвах напрочь устраняются симптомы и их дерриваты.

Ключи к вечерней практике:

Механика выявления самопрезентации.

Это проясняющее упражнение выполняется прямо во время негативного влияния триггера в обычной жизни пациента, оно требует уединения и детального исследования стимулов и реагирования, пациент использует вопросы для выявления самопрезентации данные в упражнении. Упражнение помогает пациенту более четко увидеть взаимосвязи влияния триггеров и типичного для них реагирования, после которого пациент может выполнять вечернюю практику используя логическую схему основанную на точном выделении деталей совокупности реакций, и мгновений самоопределения, ранее возникающих неосознанно.

Упражнение:

Ключи к вечерней практике, механика выявления самопрезентации.

1. Регистрация состояния (я замечаю что моё состояние ухудшилось).

2. Выявление триггеров из внешней среды или внутреннего самоощущения (я замечаю после чего моё состояние ухудшилось, конкретно, когда появился и сработал триггер, как я чувствовал себя перед его появлением, что произошло после, что изменилось во мне) ?.

3. Какие мысли посетили меня в связи с триггером и какие эмоции сопровождали эти мысли?

4. Какие у меня возникли чувства и где они находятся в теле?

5. Какая реакция на тригер моей кровеносной системы (сердце, сосуды)?

6. Каким я себя ощущаю или вижу испытывая эти чувства и мысли (комплексная самопрезентация)?

7. Как я пытаюсь скрыть от себя эту самопрезентацию, какие попытки бегства или борьбы я предпринимаю, какими словами или действиями я убеждаю себя что все нормально в попытках восстановить контроль?

8. Откуда я знаю что эти чувства в саморепрезентации объективны для меня, а не навязаны мне этим триггером, когда я имел подобный опыт который научил меня их испытывать именно таким образом в прошлом, как бы отреагировал человек вообще не имеющий опыта связанного с данными триггерами?

9. Когда еще были подобные реакции у меня в прошлом и чем они похожи на эти?

10. Что произойдёт со мной если я отреагирую на триггер неосознанно как раньше?

11. Какими станут мои реакции если я буду многократно их неосознанно проигрывать в дальнейшем?

12. Как это ухудшит моё будущее состояние, какая у меня будет самопрезентация, укрепится ли она, будет ли она доминировать?

Практика неконцептуального осознания.

Эта практика длится 30-50 мин., время регламентируется не строго.

Практика проводится ежедневно, сугубо по вечерам, представляя собой эпилог событий текущего дня, с подведением резюме значимых эмоциональных событий, минимальное время окончания практики — за час до сна.

Целью практики является — освобождение от клише обусловленности патогенным материалом обретенным в прошлом опыте практикующим, также разоблачению старых самопрезентации, и приобретение пациентом новых, положительных навыков переработки ответов организма на стрессовые стимулы.

Эпилог текущего дня:

✔ Резюме текущего дня, в "➖" событиях — поиск отрицательных стимулов, и эмоциональных реакций на них, например: паника=бессилие, 90 баллов, замечание=агрессия, 70 баллов. Записать на листе бумаги. Запись осуществляется подробно, с учётом критериев значимости, по сто бальной шкале.

✔ Резюме текущего дня, в "➕" событиях — поиск положительных моментов, и эмоциональных реакций на них, например: шутка=смех, 100 баллов, поцелуй=страсть, 100 баллов. Записать на листе бумаги. Запись осуществляется подробно, с учётом критериев значимости, по сто бальной шкале.

Практика — выбор слов отражающих смысл травматической реакции. Слова взятые из резюме текущего дня основанного на исследовании по шкале ключей доступа (12 вопросов), реакции как правило является типичными для данного практикующего, систематически возникающие на основании прошлого опыта.

Первая половина практики 15-20 мин., основана на переработке негативного материала, вторая половина основана на вхождении в опыт, в результате представления и отождествления с положительными моментами позитивного прошлого и реакциями на них.

Ход проведения практики:

1. Насыщение кислородом через активное дыхание (гипервентиляция), 2-3 мин.

2. Стабилизация осознания на дыхании. (дыхание переводится в естественное положение, мысли не утягивают, систематическое возвращение к дыханию от любых отвлечений, не зависимо от их приоритета) 5-7 мин.

3. Проговаривание про себя травмирующих слов взятых из содержания дня, по одному, 5-10 мин. на слово, и наблюдение за реакцией на него (реакция — отношение через тело, и отношение на уровне психики, "➖"). Затем в каждой отдельной реакции стабилизация на дыхании через ощущения по поводу реакции на травмирующие слово. (дыхание необходимо пропускать сквозь негативное ощущение, намеренно расслабляя его, до тех пор пока слово стимул более не будет вызывать травматический ответ, при его повторном мысленном прокручивании), на каждое слово от 5-10 мин, не меньше. Затем необходимо рассмотреть подобные повторяющиеся реакции в своём прошлом, и в каждом отдельном пункте перерабатывать психосоматические ответы на представления в виде стабилизации на дыхании через ощущения вызванные этими представлениями до полного исчезновения всей совокупности негативных реакций, также как и в предыдущих реакциях на слова, и так вплоть до самого детства (преемущественно переработка касается типичных реакций).

✔ При наличии правильной эмоциональной подготовки к стимулам у практикующего, в этой части практики осуществляется важный процесс реконсолилации памяти, т. е. при наличии качественной работы человек более не вспомнит перерабатываемый им опыт как травматический, память с этих пор будет располагать лишь сухой информацией о травме, не наделяя её эмоциями.

4. Позитивные моменты — вторая часть практики 15 — 22 мин. Все позитивные моменты просто вспоминаются и представляются, с целью хорошо прочувствовать их в собственном теле вновь и раскрыть всю полноту ощущений, вспоминая мелочи и детали того дня в котором Вы были достаточно счастливы.

Из своего резюме текущего дня выбирается слово отражающее суть сегодняшней радости, или приятного чувства, это слово мысленно проговаривается, затем Вы сканируете и изучайте подробно это ощущение в собственном теле, очень объемно входите в него, дышите им, растворяетесь в нем всем своим существом.

Детально сохраните эти ощущения в собственном теле и лишь затем переходите к воспоминаниям подобных, и более сильных реакций в прошлом, посмотрите: кто был тогда рядом с Вами, что Вам нравилось тогда, сколько Вам было лет, что Вы делали, чувствовали, видели, какие были специфические запахи? Здесь Вы проникаетесь всей гаммой эмоций и атмосферой своих теплых чувств по отношению к позитивным представлениям, и реакциям на них, в данном пункте практики необходимо отождествляться с приятным. (дышим, входим, чувствуем и радуемся).

5. Хорошо запоминаем чувства наполненности радостью, изучаем их в теле, сохраняем на перспективу. Возвращаемся с ними обновлёнными в свое обычное состояние.

Пример терапии с использованием навыка неконцептуального осознания, эффект реконсолидации памяти. Описание продолжения MRTE-терапии Александра.

Во время сеансов, когда Александр уже мог находиться в неконцептуальном трансе 45-50 мин, и после хорошо выполненных им домашних заданий, нами были использованны, вопросы метамодели и начат сбор информации, касающейся его травматического опыта. Раз за разом натыкаясь на травмы, мы сохраняли подробности их содержания для дальнейшего предъявления их в виде стимулов (вторая часть сеанса), во время неконцептуального транса для реконсолидации. В это же время факты, показывающие высокий уровень навыков его стабилизации также позволяли работать в направлении проработки травм. Пациент уже не принимал препаратов и в своей повседневной жизни, сам мог гасить временами все еще проявляющиеся паники и онемения, используя навыки созерцания для остановки своего тревожного, принудительного мышления.

Травматический материал, собранный во время первой половины сеанса предлагается пациенту для проработки через реконсолидацию памяти, всегда по правилу возрастной регресси: от последнего воспоминания в прощлом к первому или настоящему.

Пример реконсолидации и неконцептуального пребывания в травме.

Вспоминая на сеансе искаженное выражение лица матери, Александр всем своим видом показывал что это невыносимая для него картина. Это было то время терапии, когда мы уже могли браться за самые сильные для пациента аффекты. Мы попросили его подробнее описать лицо матери, с целью выяснения его отношения к фрагментам рассказа. Александр предложил его продемонстрировать на себе, мы согласились и попросили описать его все то что он будет чувствовать во время этой демонстрации в своем теле. Когда он исковеркал свое лицо, и начал шептать то что шептала его мать, у него появился страх, и тут же онемели конечности и челюсть. Мы попросили его подробно описать все то что он чувствует и то о чем думает, сохранив в блокноте самые стрессовые для него моменты, в такой же последовательности как он о них говорил, ничего не меняя в содержании. Далее после его рассказа, мы предложили ему приготовиться к тому что мы будем предъявлять все эти подробности в виде стимулов во время его транса. После его согласия и подготовки мы ввели его в неконцептуальный транс через стабилизацию на дыхании. Затем мы начали предъявлять ему стимулы, записанные в блокноте (по 5-7 мин. на каждый с повторами), в последовательности от более слабых к более сильным и содержательным. Уже ближе к концу транса мы предложили ему вновь исковеркать лицо и прошептать мамины слова, это был один из последних и важных стимулов. Далее во время демонстрации лица он сфокусировался на возникших неприятных ощущениях в теле и неконцептуально прибывал в них, одновременно стабилизируясь на дыхании до полного их исчезновения. Затем я просил его повторить этот опыт и демонстрацию. И пациент вновь испытал неприятные чувства, но уже с меньшей интенсивностью. Мы повторяли этот опыт до тех пор, пока эти чувства и вовсе перестали возникать в ответ на демонстрацию. На последующих сеансах мы также проводили экологическую проверку его стабильности в отношении реакции на все эти стимулы (домашнее задание было аналогичным). Он посещал занятия до тех пор, пока все его травмы и воспоминания не стали для него полностью безразличными (всего 23 сеанса). Все симптомы Александра прошли и больше его не беспокоили.

В данной терапии очень важен эффект реконсолидации памяти пациента в отношении содержания травмы, во время предъявления болезненных стимулов, так со временем в периоды перепроживания аффектов в интенсиве, пациент запоминает уже связанную с ними свою невозмутимость, полностью нейтрализуя свои старые травматические отношения.

Список литературы:

Greeson, Jeffrey M.; Webber, Daniel M.; Smoski, Moria J.; Brantley, Jeffrey G.; Ekblad, Andrew G.; Suarez, Edward C.; Wolever, Ruth Quillian (2011). "Changes in spirituality partly explain health-related quality of life outcomes after Mindfulness-Based Stress Reduction". Journal of Behavioral Medicine 34 (6): 508–18.doi:10.1007/s10865-011-9332-x. PMC 3151546.PMID 21360283.

Grossman, P; Niemann, L; Schmidt, S; Walach, H (2010). "Mindfulness-based stress reduction and health benefits: A meta-analysis".Focus on Alternative and Complementary Therapies 8(4): 500. doi:10.1111/j.2042-7166.2003.tb04008.

Bandler, Richard & John Grinder (1975a).The Structure of Magic I: A Book About Language and Therapy. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books. ISBN 0-8314-0044-7.

Bandler, Richard & John Grinder (1975b).The Structure of Magic II: A Book About Communication and Change. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books. ISBN 0-8314-0049-8.

Richard Bandler (2008). Richard Bandler's Guide to Trance-formation: How to harness the power of hypnosis to ignite effortless and lasting change (published in UK as Make Your Life Great). HCi. p. 284. ISBN 978-0757307775.

Schiller D and Phelps EA (2011) Does reconsolidation occur in humans? Frontiers in Behavioral Neuroscience.

Nature 463, 49-53 (7 January 2010) |doi:10.1038/nature08637; Received 24 August 2009; Accepted 5 November 2009; Published online 9 December 2009

Preventing the return of fear in humans using reconsolidation update mechanisms
Daniela Schiller, Marie-H. Monfils, Candace M. Raio, David C. Johnson, Joseph E. LeDoux & Elizabeth A. Phelps.

Ссылки:

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3004979/
http://www.umassmed.edu/uploadedfiles/cfm2/psychiatry_resarch_mindfulness.pdf
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3864277/
http://inosmi.ru/world/20131130/215253370.html
http://realmindfulness.ru/2011/12/mbsr-programma-snizheniya-stressa-na-osnove-osoznannosti/

Материалы для скачивания:

Penman_Osoznannaya-meditaciya-Prakticheskoe-pos.epub
Uilyams_Mark_Osoznannost_Kak_obresti_garmoniu.pdf
Mingyur_Budda-mozg-i-neyrofiziologiya-schastya.epub
Kabat-Zinn_Kuda_byi_tyi_ne_shel_-_tyi_uzhe_tam.epub
Mingyur_Radostnaya-mudrost-prinyatie-peremen-i-obretenie-svobody_189663_fb2-1.epub

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *