Skip to main content

Метод MRTE (Mindful Restructuring of Traumatic Experience)

Метод  MRTE – Mindful Restructuring of Traumatic Experience, рус. ОРТО – Осознанное Реструктурирование Травматического Опыта, был создан нами на основе успешного клинического опыта использования программы психотерапии MBSR (Mindfulness Based Stress Reduction) и ее усовершенствования с учетом методики реконсолидации памяти.

История создания MBSR

Программа была создана Джоном Кабат-Зинном – биологом, профессором медицины Массачусетского университета (США) в 1979 году. Кабат-Зинн, на тот момент- молодой ученый в области молекулярной биологии и активный практик буддийских методов созерцания, искал способ, как включить медитацию без ее религиозной составляющей в медицинскую практику. Его целью было создание «программы лечения, которая поддавалась бы научному контролю и была приемлема для всех с философской точки зрения». В результате проб и ошибок родилась программа MBSR и практикующая ее «Клиника Снижения Стресса» при Медицинской Школе Массачусетского университета. Первыми участниками программы были пациенты с различными хроническими заболеваниями, однако  впоследствии круг применения расширился, и к программе стали прибегать люди, попавшие в тяжелые жизненные ситуации, лица, работающие в стрессовых условиях (военные, полиция), заключенные и даже сами медицинские работники.

В настоящее время программа MBSR официально признана эффективным вспомогательным средством при лечении огромного количества расстройств. Более 250 больниц и клиник во всем мире предлагают программы MBSR и их число растет с каждым годом. Основанные на медитации методы все шире применяются в большинстве стран Европы. Сегодня метод преподают на медицинских факультетах Стэнфорда и Гарварда.

Программа MBSR дает неоспоримый эффект в развитии и укреплении навыков полноты внимания и созерцания. И современные исследования подтвердили этот факт, проследив изменения в мозговых структурах  человека, связанных с развитием данных навыков до и после прохождения программы (8 недель).
И так как польза изменений связана с тренировкой навыков неконцептуального осознания в более широком смысле, мы объединили их с правилами реконсолидации памяти, используя уже натренированное неконцептуальное осознание пациента как основу для получения психотерапевтического эффекта при реконсолидации, и применили в своей клинической практике. Успешные результаты  терапии при этом совмещении сподвигли нас на создание метода MRTE. Известно, что в результате исследований эффекта реконсолидации памяти  (эксперимент доктора Даниэлы Шиллер (Daniela Schiller, психолога нью-йоркского медицинского центра Mt. Sinai Medical School), было выяснено, каким образом можно использовать механизм реконсолидации для разрыва свмызи между стимулом и болезненной реакцией. Для этого в эксперименте просто напоминали испытуемым о существовании этой связи с помощью предъявления стимула, одновременно с его болезненным действием. Затем экспериментаторы сразу же начинали применять экспозиционную терапию (многократное предъявление стимула с отсутствием его болезненного эффекта, до полного угасания болезненной реакции). Оказалось, что подобный вариант намного более эффективно сокращает стрессовый ответ на стимул, чем это происходит в случае использования терапии угасания без предварительного напоминания испытуемому об угрозе (реконсолидация). Наблюдая за активностью головного мозга с помощью магнитно-резонансного томографа, специалисты имели возможность следить за тем, как это работает внутри рефлекторной дуги, и оказалось, что реконсолидация является мощным средством изменения патогенного рефлекса на физиологическом уровне.
Данный лечебный эффект при подходе к памяти и травме был также хорошо обоснован создателями НЛП, когда в психотерапии была доказана польза рефрейминга. Милтон Эриксон в своей работе “Человек из февраля” наглядно продемонстрировал пользу реконсолидации памяти в гипнотерапии пациентки, где  описывалось устойчивое избавление ее от фобий в дальнейшей жизни, после сеансов. При создании метода MRTE нами были проведены собственные клинические исследования о результативности объединения mindfulness и эффекта реконсолидации памяти.

Так как mindfulness дает в основном ощущение невозмутимости пациента по отношению к возникновению привычных запросов на реакции (эмоции, чувства, мысли), необходимость  введения в терапию  реконсолидации обосновывалась тем, что помимо невозмутимости и стабилизации пациенту становится гораздо легче, когда он в процессе терапии направляет эти навыки на содержание вскрытого аффекта под руководством терапевта, заново перепроживая его, и таким образом происходит реконсолидация и изменение отношения к элементам этого содержания.
В поиске причин, которые породили патологию, мы используем техники быстрого вскрытия содержания глубинных структур психики (метамодель Р. Бендлера, Дж. Гриндера). При использовании такого подхода работа принимает естественный динамический характер — пациент, участвуя в ответах на вопросы метамодели, сам эффективно и быстро определяет свои устаревшие, но еще активные аффекты.

Метод MRTE 

Каждый пациент в течении определенного времени (около 8-ми недель) под руководством терапевта изучает и тренирует созерцательные навыки, погружаясь в неконцептуальный транс.
Когда пациент достаточно натренирует навыки созерцания, он уже может начинать выполнять ряд терапевтических заданий в повседневной жизни.

Мы подбираем обстоятельства, симптомы или чувства, которые ранее были очень болезненными для пациента, с которыми ему так и не удалось справиться. На базе уже вскрытых метамоделью аффектов весь этот материал прорабатывается пациентом осознанно на сеансах, и аналогичным образом, по мере возникновения, снова перепроживается им  уже самостоятельно.

Проработка в терапии вне сеансов происходит в непосредственных жизненных условиях, превращая жизнь пациента в интереснейший психотренинг. Что касается эффективности — правильно перепрожитый материал более не воспринимается как травматический и не активирует симптомы, болезненные чувства и ситуации, что часто воспринимается пациентом как чудесное исцеление.
В MRTE обход сопротивления осуществляется тренировкой неконцептуального осознания — по ту сторону суждений и умозаключений “плохо/хорошо”.
Пациент в трансе учится диссоциированно и безоценочно созерцать подробности содержания своего аффекта.
В MRTE упор делается на развитии навыков осознания и их стабилизации как инструмента к обесцениванию (обнулению) фрагментов ранее вытесненного содержания.
Из экспериментов эффекта реконсолидации памяти мы также знаем, что лечебный эффект перепроживания умножается при наличии у испытуемых готовности к повторным предъявлениям болезненного стимула, а наличие  развитого статичного созерцания дает возможность прибывать в этом опыте формируя невозмутимость, что позволяет создавать новый опыт в старом и сохранить его в памяти, в измененной форме. Наличие же метамодели и высокотехнологичного медицинского оборудования, как инструмента поиска, обеспечивает нахождение причин в короткое время, поэтому MRTE можно назвать быстродействующим и эффективным подходом в психотерапии.

Гипнотерапия и MRTE

Поскольку основным преимуществом MRTE является осознанность, этот подход мы обосновали как метод гипнотерапии в виде аутогенной тренировки, так как психосоматическая регуляция организма осуществляется пациентами только через трансовое состояние – на сеансах и в домашних условиях – самостоятельно.

Развитая неконцептуальная осознанность, созданная на основе созерцательных буддистcких традиций и mindfulness как необходимый элемент MRTE, позволяет пациенту ощутить центрированность и стабильность в своей невозмутимости в отношении любых провоцирующих факторов, как на внешнем (социум, среда), так и на внутреннем (эмоции, ощущения) уровнях.

Поэтому терапия качественно оправдала себя в личностном росте и лечении: тревожных расстройств (фобии, панические атаки и состояния), вегетососудистой дистонии ВСД, хронического напряжения и стрессов (бессонница, раздраженность, депрессия), а также при болях.

Метод MRTE, практическое руководство, 8-ми недельный курс.

План терапии:

Методика MRTE состоит из 3-х частей.

  1. Тренинг Осознанности.
  2. Выработка и тренировка неконцептуального осознавания.
  3. Техники вскрытия содержания аффектов и практики переработки и утилизации патогенного материала, по правилам реконсолидации памяти.                                                                                             Каждый сеанс MRTE-терапии длится 1 час 10 мин. Кол-во сеансов — 2-3 раза в неделю (зависит от способностей пациента).

1. Тренинг осознанности:

  • Лекция по работе психических и нейрофизиологических процессов регуляции организма.
  • Объяснение практики “mindfulness” и начало тренировки стабилизации сосредоточения.
  • Тренировка визуального внимания со стеклянным шаром.
  • Тренировка с двумя маленькими шариками или четками, кинестетическая опора.

2. Выработка и тренировка неконцептуального осознавания:

  • Введение в неконцептуальное осознавание.
  • Начитка лекций о неконцептуальности. Объяснение значения оценочных суждений (плохо/хорошо) и их влияния    на процессы восприятия и воспоминания.
  • Практика неконцептуального созерцания.

3. Метамодель, диагностика реакции на триггеры на ЭЭГ. Совмещение стабилизации и   неконцептуального осознавания. Эффект реконсолидации  памяти.

Пример MRTE-терапии:

Следующий пример:

Александр, 38 лет, проходил курс  MRTE терапии в начале 2013 г. Краткая история болезни: В 2002 умерла от инсульта его мама. В том же 2002 появились первые панические атаки и начались периодические онемения правой половины тела (рука, нога и челюсть). Начал прохождение курса обследований у невропатолога, где не были выявлены органические поражения, постановка диагноза — ВСД (Вегето-сосудистая дистония). Начал лечение неврологическими препаратами. В 2003 потерял трудоспособность из-за частых панических атак и частичного паралича конечностей. Александр полностью изолировал себя от социальной жизни, закрывшись в квартире на год, где периодически вызывал скорую помощь. В 2004 вновь прошел исследование с постановкой повторного диагноза ВСД и депрессии. В этом же году предпринял попытку суицида во время приступа, после чего был помещен в стационар неврологической больницы, далее – потеря бизнеса и небольшое улучшение самочувствия на фоне приема сильнодействующих препаратов. В 2007 произошел рецидив болезни, вновь было проведено исследование и фармакологическая терапия у другого невропатолога, также пациент прошел курсы холотропного дыхания. В течении 2007- 2013 принимал препараты, симптомы проявлялись по его меркам с интенсивностью выше среднего (панические атаки, онемение конечностей). Вначале 2013 г. направлен врачом ко мне на прием. Мною был назначен курс MRTE-терапии.

MRTE-терапия, краткое описание работы метамодели.

Определение метамодели — Метамоде́ль в НЛП — модель языка, которая определяет те лингвистические паттерны, которые делают неясным смысл коммуникации человека, в результате процессов искажения, упущения и обобщения, и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой.

1. Психодиагностика и начало тренировки навыков стабилизации в неконцептуальном осознавании (1 месяц)
2. Использование навыков неконцептуального осознавания в целях психотерапии. Применение метамодели, ЭЭГ прибора для измерения реагирования на болезненные триггеры.
3. Терапия вскрытых аффектов и эффект реконсолидации памяти (2-й и 3-й пункт 1,5 месяца)

В ходе психотерапии с применением метамодели мы обнаружили: забытый страх пациента перед инсультом, вину за смерть матери, его суеверие и желание смерти брату, который во всем превосходил его с детства. Страх перед инсультом возник, когда он вошел в палату к матери и увидел ее искаженное лицо и парализованное тело. По его словам, мать шептала, чтобы он немедленно вышел и не видел ее такой, что привело пациента в замешательство и ужас. Выйдя из палаты, он увидел сидящего в инвалидном кресле мужчину с обвисшей после инсульта рукой и ногой (правая часть тела). Его мысли в этот момент были наполнены ужасом, скорбью и виной. И про себя он произнес: “она точно умрет, и лучше бы вместо мамы умер брат”, но затем в ужасе одумался и сказал: “Нет, нет, это безумие, лучше бы умер я! Я виноват в ее смерти, я ее не видел пол года! Если бы я приезжал, не было бы всего этого! Лучше бы умер я, я виноват!” Затем у Александра случился приступ паники (первые симптомы) и он поспешно вышел на улицу, в отделение неврологии ему оказали помощь. Лечение и уход за матерью в больнице из-за начавшихся приступов страха он полностью оставил брату. С того момента пациент больше ни разу не посетил мать вплоть до ее смерти, из-за чего его вина еще более усилилась.

Отвечая на вопросы метамодели во время терапии, когда он вспомнил содержание своих мыслей, возникших в нем в тот день за дверью палаты, выяснилось, что он ничего подобного ранее не вспоминал, и явно не понимал сути своего страха до этого сеанса. Так как Александр уже прошел тренинг осознанности на сеансах и владел неконцептуальным осознаванием он мог регулировать свои симптомы, я предложил ему подготовиться и прояснить детально (метамодель) это выражение лица матери, которое он так эмоционально описывал. И так как на тот период терапии он уже был в состоянии войти в этот опыт, он исказил в гримасе свое собственное лицо, после чего у него тут же появился страх, возникло онемение и он не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Тогда мы уже применяли навыки неконцептуального осознавания, соединяя их с ответной реакцией на стрессогенный триггер, до полного угасания аффекта. Таким образом, благодаря вопросам метамодели мы выяснили, вследствие чего возникала вся цепь его симптомов.

Во время сеансов, когда Александр уже мог находиться в неконцептуальном трансе 45-50 мин, и после хорошо выполненных им домашних заданий, я, как его терапевт, используя вопросы метамодели начал сбор информации, касающейся его травматического опыта. Раз за разом натыкаясь на травмы, я сохранял подробности их содержания для дальнейшего предъявления их в виде стимулов (вторая часть сеанса), во время неконцептуального транса для реконсолидации. В это же время факты, показывающие высокий уровень навыков его стабилизации также позволяли работать в направлении проработки травм. Пациент уже не принимал препаратов и в своей повседневной жизни, сам мог гасить временами все еще проявляющиеся паники и онемения, используя навыки созерцания для остановки своего тревожного, принудительного мышления. Травматический материал, собранный во время первой половины сеанса предлагается пациенту для проработки через реконсолидацию памяти, всегда по правилу возрастной регресси: от последнего воспоминания в прощлом к первому или настоящему.

Пример реконсолидации и неконцептуального пребывания в содержании травматического опыта.

Вспоминая на сеансе искаженное выражение лица матери, Александр всем своим видом показывал что это невыносимая для него картина. Это было то время терапии, когда мы уже могли браться за самые сильные для пациента аффекты. Я попросил его подробнее описать лицо матери, с целью выяснения его отношения к фрагментам рассказа. Александр предложил его продемонстрировать на себе, я согласился и попросил описать его все то что он будет чувствовать во время этой демонстрации в своем теле. Когда он исковеркал свое лицо, и начал шептать то что шептала его мать, у него появился страх, и тут же онемели конечности и челюсть. Я попросил его подробно описать все то что он чувствует и то о чем думает, сохранив в блокноте самые стрессовые для него моменты, в такой же последовательности как он о них говорил, ничего не меняя в содержании. Далее после его рассказа, я предложил ему приготовиться к тому что я буду предъявлять все эти подробности в виде стимулов во время его транса. После его согласия и подготовки я ввел его в неконцептуальный транс через стабилизацию на дыхании. Затем я начал предъявлять ему стимулы, записанные мною в блокноте (по 5-10мин. на каждый с повторами), в последовательности от более слабых к более сильным и содержательным. Уже ближе к концу транса я предложил ему вновь исковеркать лицо и прошептать мамины слова, это был один из последних и важных стимулов. Далее во время демонстрации лица он сфокусировался на возникших неприятных ощущениях в теле и неконцептуально прибывал в них, одновременно стабилизируясь на дыхании до полного их исчезновения. Затем я просил его повторить этот опыт и демонстрацию. И пациент вновь испытал неприятные чувства, но уже с меньшей интенсивностью. Мы повторяли этот опыт до тех пор, пока эти чувства и вовсе перестали возникать в ответ на демонстрацию. На последующих сеансах мы также проводили экологическую проверку его стабильности в отношении реакции на все эти стимулы (домашнее задание было аналогичным). Он посещал занятия до тех пор, пока все его травмы и воспоминания не стали для него полностью безразличными (всего 23 сеанса). Все симптомы Александра прошли и больше его не беспокоили. В данной терапии очень важен эффект реконсолидации памяти пациента в отношении содержания травмы, во время предъявления болезненных стимулов, так со временем в периоды перепроживания аффектов в интенсиве, пациент запоминает уже связанную с ними свою невозмутимость, полностью нейтрализуя свои старые травматические отношения.

MRTE-терапия помогает в решении следующих проблем:

[row] [column lg=”6″ md=”6″ sm=”6″ xs=”12″ ]
  • страхи и фобии

  • тревожность

  • панические атаки (ВСД)

  • нейрогенные боли, спазмы колиты

  • боли, основанные на органическом поражении органов или тканей

  • гипертония

  • внутричерепное давление

  • обмороки, головокружения

  • проблемы с дыханием

  • комок в горле

  • бессонница

  • бросание в жар, озноб

  • внутреннее напряжение, мандраж

  • неприятные ощущения на коже,мурашки

  • обсессивно-компульсивное расстройство

[/column] [column lg=”6″ md=”6″ sm=”6″ xs=”12″ ]
  • неуверенность в себе

  • навязчивые действия, мысли, сверх ценные идеи, принудительные ритуалы

  • страх подхода к женщине

  • неудовлетворенность жизнью, собой, социальным окружением

  • психогенная импотенция, фригидность

  • депрессия

  • суицидальные наклонности

  • все виды зависимостей

  • некоторые виды психозов

  • проблема утраты любимых

  • нарушения пищеварения

  • частые позывы к дефекации, мочеиспусканию

  • жидкий стул

  • нейрогенные боли, спазмы, колиты

  • навязчивые мысли

  • пренудительные действия

[/column] [/row]

Как можно решить проблемы:

  • пройти личную терапию,

  • пройти терапию через интернет (по скайпу, вайберу, телефону и т.д.)

  • пройти тренинг личностного роста

  • принять участие в путешествии-тренинге

Как проводится лечение:

  • Первичная консультация через форму записи, по телефону или по скайпу, в ходе которой определяется возможность проведения терапии, условия и правила работы: форма проведения терапии (личная или онлайн), количество, частота, длительность, стоимость, форма оплаты сеансов. На первичную консультацию необходимо предоставить (по требованию терапевта) направление лечащего врача, выписки из амбулаторной карты, результаты обследований и другие документы.

  • Сеансы терапии включают в себя: беседы, обучение (лекции), специальные упражнения, практики медитации, психотерапию, гипнотерапию, психологическое консультирование, дыхательные практики, техники тренировки внимания и др.

  • Терапевт дает пациенту домашние задания, предоставляет по необходимости тексты для самостоятельной работы и самоконтроля, аудиозаписи для прослушивания. Выполнение самостоятельных практик вне сеанса является необходимым условием успеха.

  • Курс терапии включает в себя определенное количество сеансов, которое заранее оговаривается с пациентом. По необходимости проводятся повторные курсы.

  • После окончания курса терапии пациент получает рекомендации и практики для работы с собственным состоянием. Контроль состояния пациента проводится после окончания терапии через 3, 6, 12 месяцев и более.

  • После окончания курса терапии терапевт предлагает пациенту оставить отзыв на сайте.