Skip to main content

Страх публичных выступлений или как работает наш мозг

Возможно, вы уже что-то знаете о коре – части мозга в верхнем отделе черепа. Это думающая часть мозга, и некоторые полагают, что именно она делает нас людьми, потому что позволяет нам рассуждать, овладевать языком и заниматься сложной мыслительной деятельностью, например логикой и математикой. Виды животных, у которых есть большая кора головного мозга, часто считаются более развитыми интеллектуально.

Существует много подходов к лечению тревожности, нацеленных на корковый путь, и зачастую они сосредоточены на когнитивных способностях (этот психологический термин обозначает умственную деятельность, которую обычно называют «мышлением»). Мысли, берущие начало в коре, могут быть причиной тревоги, усиливать или, напротив, ослаблять ее. Во многих случаях изменение мыслей может препятствовать тому, чтобы когнитивные процессы вызывали тревогу или способствовали ее возникновению.

До недавнего времени при лечении тревожности редко принимался во внимание проводящий путь миндалевидного тела. Эта часть мозга невелика, но состоит из тысяч связанных между собой клеток, предназначенных для различных целей. Их деятельность влияет на возникновение любви и привязанности, гнева, агрессии и страха, а также на половое поведение. Роль миндалевидного тела состоит в том, чтобы придавать эмоциональное значение ситуациям или объектам и формировать эмоциональные воспоминания. Эти эмоции и эмоциональные воспоминания могут быть положительными или отрицательными. Мы рассмотрим, как миндалевидное тело связывает тревогу с определенными переживаниями и создает воспоминания, вызывающие тревогу. Это поможет вам лучше понять, что такое миндалевидное тело, и научиться изменять в нем нейронные цепи для минимизации тревоги.

Люди не осознают, как миндалевидное тело заставляет их тревожиться по поводу тех или иных ситуаций или объектов (точно так же, например, не осознается влияние печени на пищеварение). Однако работа миндалевидного тела, связанная с эмоциями, серьезно воздействует на наше поведение. Как мы увидим дальше, миндалевидное тело находится у истоков зарождения реакции тревоги. Хотя кора может инициировать тревогу или способствовать ей, саму реакцию тревоги запускает миндалевидное тело. Именно поэтому всесторонний подход к исследованию тревоги требует рассматривать и корковый путь, и путь, связанный с миндалевидным телом.

Миндалевидное тело, главная функция которого – защищать нас, генерируя страх, люди получили в результате естественного отбора. Когда вы занимаетесь повседневными делами, миндалевидное тело бдительно следит за всем, что могло бы указывать на потенциальный вред. Защита – это, конечно, хорошо, однако миндалевидное тело может реагировать чрезмерно, вызывая страх в ситуациях,

которые на самом деле не опасны. В MRTE-терапии, эта функция миндалевидного тела, имеет название контролёр.
Рассмотрим один случай из моей практики. Все имена изменены. Как-то ко мне обратилась девушка с паническим страхом публичных выступлений. Пришла она ко мне на консультацию, как раз после защиты своей дипломной работы. Давайте на её примере рассмотрим работу контролера.

Виктория собирается начать защиту своей дипломной работы.. Едва она оказывается перед аудиторией слушателей, которые смотрят на нее, ее сердце начинает колотиться, а дыхание становится частым и прерывистым. От чего контролер пытается защитить ее? По-видимому, ситуацию выступления перед аудиторией он оценивает как опасную. Такого рода реакция бывает у многих. Исследования показали, что страх перед публичными выступлениями – это самый распространенный вид страха, встречающийся чаще страха перед полетами, боязни пауков, высоты, замкнутого пространства (Dwyer & Davidson, 2012). Как объяснить эту свойственную очень многим людям реакцию? Контролёр стремится не допустить, чтобы мы стали добычей хищника, а значит, предположили ученые- эволюционисты, чей-то направленный на нас взгляд мы можем воспринимать как потенциально опасную ситуацию (Ohman, 2007). Другие ученые выдвинули версию, что за страхом перед публичными выступлениями стоит потенциальная опасность быть отвергнутым группой наблюдателей. А этот страх отвержения, в свою очередь, восходит к древнему страху перед изгнанием из клана (Croston, 2012). В доисторические времена человек, оставшийся в одиночестве, должен был самостоятельно заботиться о себе и противостоять хищникам, что практически означало смертный приговор. Как бы там ни было, контролёр побуждает нас избегать ситуации, в которой на нас смотрят потенциально враждебные существа, включая других людей. Виктория может не знать об эволюционных корнях своей реакции и роли миндалевидного тела в ней. Ее кора, говорит ей, что она боится критики, унижения и ошибки, в то время как контролёр действует по более древнему механизму. Между тем кора часто придумывает причины наших действий, которые не всегда точно соответствуют действительности. Однако нам сейчас важна не правильность этих объяснений, а их последствия. Чем больше Виктория размышляет о генерированных корой объяснениях своей тревоги, вызванной миндалевидным телом (например: «Ты беспокоишься о том, что твоя дипломная работа не понравится комиссии и ты не получишь диплом. И останешься на второй год. Значит ты глупая.»), тем больше проблем создаст тревога, идущая от коры. Если тревога связана с миндалевидным телом, искать ее причины, задействуя кору, – это все равно что разглядывать холодильник, пытаясь понять, почему не заводится машина. Вы ищете не там!
Виктории следует сосредоточиться на мнении своего контролёра . Она должна понять, что он пытается защитить ее. Чтобы объяснить свою тревогу, ей нужно обратиться не к коре, а к миндалевидному телу и постараться понять его язык. Прежде всего, она должна осознать, что ее колотящееся сердце и учащенное

дыхание, которые помогли бы ей в ситуации нападения или бегства, не указывают на реальную опасность. Это часть реакции миндалевидного тела, и в ситуации публичного выступления они только вредят. Виктория должна понять, что эта ситуация не опасна и что ее контролёр напрасно бьет тревогу. Даже если речь, которую Виктория собирается произнести, очень важна и от успеха зависит получение диплома, едва ли это та опасность, к которой готовит ее контролей. Знать о защитной роли контролёра необходимо для того, чтобы понимать и контролировать свои реакции тревоги.

Во многих случаях контролёр, решив, что нас нужно защищать от опасности, ошибается. К счастью, вы можете исправить это – переобучить его. Не следует стимулировать его излишним доверием: ощутив тревогу или страх, не стоит всякий раз думать, что вам действительно угрожает опасность.

Защитная реакция миндалевидного тела часто бывает безосновательна, и вы не должны позволять коре усиливать эту реакцию.
Наконец, уясните еще один момент. Попытка прибегнуть к помощи коры, чтобы убедить себя в отсутствии опасности, не всегда позволяет отключить реакцию контролёра. Более эффективное средство – техники глубокого дыхания, помогающие переобучить контролёра. Об этих техниках я подробней расскажу в следующей статье.

Подгорный А. В.

Александр Подгорный

Психолог – гипнотерапевт. Магистр психологических наук, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП) г. Санкт-Петербург. Член национального общества гипноза Российской Федерации в составе Европейского общества.