Программа «Тренировки сострадания на основе мышления» (СВСТ)

Для исследования клинических и исследовательских возможностей медитации сострадания в 2005 г. была создана программа СВСТ (Cognitive-Based Compassion Training (приблизительный перевод «Тренировка сострадания на основе мышления»). Создатель программы — Лобсанг Тензин Неги (Lobsang Tenzin Negi). В заметке рассказывается об истории, структуре и целях программы…

Программа «Тренировки сострадания на основе мышления» (СВСТ)

Альтруизм, сострадание, эмпатия, равностное отношение к окружающим… Что стоит за этими качествами? Являются ли они религиозными благопожеланиями, мемами, которыми более слабые члены общества пытаются заставить более сильных заботиться о них, или эти качества нужны нам для выживания и благополучия? Над этими вопросами на протяжении веков ломали голову философы, религиозные деятели, политики, литераторы… Все крупные религии и философские системы подчеркивали важность доброты и сострадания, и предлагали методы их развития. В наше время исследовательскую эстафету приняли психологи, эволюционные биологи и нейрофизиологи.
В настоящее время не вызывает сомнения, что альтруизм, сострадание и эмпатия — это важные составляющие человеческой жизни, и эти состояния оказывают заметное влияние на физическое здоровье, удовлетворенность жизнью и ощущение психологического благополучия. Многие созерцательные традиции предлагают практические способы повышения частоты и силы проявления этих качеств в повседневной жизни. Одним из таких способов является медитация сострадания (compassion meditation) пришедшая из буддийской традиции.

История создания программы СВСТ

Лобсанг Тензин Неги  (Lobsang Tenzin Negi)

Для исследования клинических и исследовательских возможностей медитации сострадания в 2005 г. была создана программа СВСТ (Cognitive-Based Compassion Training (приблизительный перевод «Тренировка сострадания на основе мышления»). Создатель программы — Лобсанг Тензин Неги (Lobsang Tenzin Negi), доктор философии (PhD), геше (аналог PhD в традиции монастырского обучения тибетского буддизма), директор программы сотрудничества «Emory-Tibet Partnership» в Университете Эмори, один из руководителей монастыря Drepung Loseling Monastery в Атланте, бывший буддийский монах. В 2005 г. Лобсанг Тензин Неги совместно с доктором Чарльзом Рейсоном (Charles Raison) организовали серию исследований эффектов медитации. В этих экспериментах изучалось влияние медитации сострадания (compassion meditation) на протекание депрессии, состояние иммунной системы, воспалительные процессы. Участниками экспериментов являлись студенты университета Эмори, поэтому понадобился простой стандартизированный протокол обучения неподготовленных новичков тонкостям медитации сострадания. Программа должна была быть компактной, отвечающей современным взглядам и светской. Всем этим требованиям соответствовала программа СВСТ. Исследовательская работа велась в 2005-2012 гг. и с ее результатами можно ознакомиться в следующих статьях:

    Ozawa-de Silva, B. & Dodson-Lavelle, B. (2011) An education of heart and mind: Practical and theoretical issues in teaching cognitive-based compassion training to children. Practical Matters,Spring 2011, Issue 4.
    Ozawa-de Silva, B., Dodson-Lavelle, B., Raison, C.L., and Negi, L.T. (2012) «Compassion and Ethics: Scientific and Practical Approaches to the Cultivation of compassion as a Foundation for Ethical Subjectivity and Well-Being.» Journal of Healthcare, Science & the Humanities. Volume 2(1): 145-164.
    Pace, T.W., Negi L.T., Adame, D.D., Cole, S.P., Sivilli, T.I., Brown, T.D., et al. (2008). Effect of compassion meditation on neuroendocrine, innate immune and behavioral responses to psychosocial stress. Psychoneuroendocrinology 34 (1) 87-98.
    Pace TW, Negi LT, Sivilli TI, Issa MJ, Cole SP, Adame DD et al. (2009). Innate immune neuroendocrine and behavioral responses to psychosocial stress do not predict subsequent compassion meditation practice time. Psychoneuroendocrinology 35(2) 310-5.
    Reddy, S., Negi, L.T., Dodson-Lavelle, B., Ozawa-de Silva, B., Pace, T.W., Cole, S.P., Raison, C.L., and Craighead, L. (2012) «Cognitive-Based Compassion Training: A promising prevention strategy for at-risk adolescents.» Journal of Child and Family Studies. (Forthcoming)   
(В одной из следующих статей, я постараюсь подробнее рассказать о результатах этих экспериментов.)

   Первое время программа СВСТ использовалась только в рамках исследований, но по мере того, как появлялось все больше доказательств ее эффективности, курс начали применять в учреждениях системы здравоохранения и в образовательных центрах. В 2009 году пилотная программа с успехом была опробована для помощи усыновленным детям 13-16 лет в выстраивании здоровых отношений с приемными родителями. В 2010 г. аналогичный курс прошли уже 72 ребенка. Также в 2009 г. протокол СВСТ был опробован на учениках начальной школы (возраст 5-8 лет). Опыт был признан успешным, и в 2011-2012 гг. работа была продолжена в нескольких учебных заведениях Атланты. В 2010 г. программа успешно использовалась в Косово для психологической помощи жертвам военного насилия. В настоящее время существует сертификационный курс подготовки инструкторов программы СВСТ.
Программа СВСТ базируется на последовательности медитативных практик принятых в тибетском буддизме в рамках традиции «лоджонг». «Лоджонг» — означает «тренировка ума» и эта система восходит к текстам таких буддийских мастеров как Шантидева (8 в.н.э) и Атиша (11 в.н.э.). Целью лоджонга является преобразование моделей мышления, эмоциональных реакций и паттернов поведения, которые вредоносны для самого человека и его окружения в мысли, эмоции и действия, приносящие пользу, как для себя, так и для всех остальных. Несмотря на то, что «корни» программы СВСТ лежат в религиозной традиции, сама по себе программа носит абсолютно светский характер и может использоваться в любом религиозном или секулярном контексте.

  Терминологическое отступление.
   Прежде чем перейти к описанию программы необходимо сделать небольшое терминологическое отступление. В контексте программы СВСТ (а также MBSR и некоторых других программ) для описания искомых эмоциональных состояний используются термины «доброжелательность», «сострадание», «равностность». В эти термины вкладывается совершенно конкретный смысл, отличающийся от «бытового» понимания этих терминов.
   «Доброжелательность» (также «любящая доброта», «любовь», «loving kindness») — следует понимать как искренне желание счастья другому живому существу. Это кардинально отличается от того, что мы обычно понимаем под словом «любовь» в повседневной жизни. Для избегания всех тех аффективных «наслоений», которые присущи слову «любовь», я стараюсь переводить это слово, как «доброжелательность», «доброжелательное отношение». «Сострадание» («compassion») — это искреннее желание чтобы другое существо избавилось от страдания. «Равностное отношение» («равностность», «equanimity») — это отказ от эмоционального отношения к окружающим в зависимости от их действий по отношению к субъекту, уравнивание восприятия разных людей, одинаковое отношение к «друзьям» и «врагам».

   Структура программы СВСТ.
 
Вслед за традицией «лоджонга» программа СВСТ исходит из убеждения, что сосредоточенные на себе мысли и эгоистичное поведение ведут к страданиям, как самого «эгоиста», так и окружающих его людей, в то время, как ориентация на нужды других, альтруистические мысли, эмоции и поведение, в конечном итоге, благотворно влияют, как на состояние самого «альтруиста», так и на его окружение. Сострадание — это искреннее желание, чтобы другой человек освободился от страдания и готовность действовать ради этой цели. Это состояние возникает из переживания всеобщей взаимосвязанности, чувства эмпатии и понимания причин своих собственных страданий.
Целью программы СВСТ является прохождение участником восьми последовательных этапов, в ходе  которых происходит исследование и интеграция альтруистичных установок и моделей поведения.  На первом этапе осваивается навык устойчивого внимания (1) и исследуется природа внутреннего субъективного опыта (2). Затем развивается чувство сострадания, направленное на себя (3), равностность по отношению к окружающим (4), чувство признательности и благодарности к окружению (5). На следующем этапе развивается доброжелательность и эмпатия к окружающим (6). На предпоследнем этапе реализуется сострадание намерения (желание, чтобы окружающие были избавлены от страданий) (7). Кульминацией тренинга является порождения активного сострадания (желания активно действовать для помощи окружающим).
В целях удобства сравнения с другими программами протокол СВСТ унифицирован: курс длится 8 недель, проводится одно занятие в неделю. Занятие включает в себя 50 мин. обучения медитации, 30 мин. группового обсуждения и 40 мин. медитативной практики. В промежутках между занятиями участники должны самостоятельно практиковать ежедневно изученный вид медитации

 Программа курса.

Неделя

Решаемые задачи и упражнения

1

Развитие внимания и устойчивости ума.
Введение в базовые техники медитации для развития навыков фокусировки ума в течение относительно длительного времени. Эти техники входят в качестве компонента во все нижеследующие виды медитации.

2

Осознание ощущений в теле, чувств и эмоций.
Зачастую мы осознаем лишь свои реакции на ощущения, эмоции или чувства. Данная практика призвана направить наше внимание на субъективный опыт и дать возможность научиться отделять эмоции от реакций на них.

3

Развитие сострадания по отношению к самому себе через желание избавиться от страданий.
Знакомство с техниками развития осознания того, как мысли и действия влияют на субъективное переживание счастья и страдания, и техники усиливающие выявление обычных, обусловленных реакций.

4

Развитие равностности.
Знакомство с практиками, созданными для того, чтобы противостоять мыслям и чувствам, определяющим разделение людей на друзей, врагов и безразличных; знакомство с идеей о том, что все люди равны в своем желании быть счастливыми.

5

Развитие признательности и доброты.
Обычно мы испытываем признательность только в отношении тех, чьи действия для нашего блага очевидны и легко различимы. Но каждый день мы пользуемся благами, полученными от множества других людей. Мы учимся осознавать их вклад в наше благополучие и стараемся быть им благодарными за это.

6

Эмпатия.
Техники для развития «неразделяющей» доброты по отношению к другим людям. Эта доброта основывается на благодарности за все те бесчисленные пути, которыми окружающие вносят свой вклад в наше счастье.

7

Благопожелания и сострадание в форме желания.
Используя идею эмпатии и признательности, как отправную точку, медитирующий достигает первой ступени сострадания — искреннего желания, чтобы все живые существа были счастливы и свободны от страдания и желает помочь им в этом.

8

Активное сострадание.
Тренинг завершается порождением деятельного сострадания: искреннего устремления активно трудиться для облегчения страдания других. Когда данная идея глубоко прорабатывается в уме, это чувство становится спонтанным и укорененным.

Источник: realmindfulness.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *